История праздника Алые паруса
Впервые праздник проведён в 1968 году. В 1979 году проведение мероприятия было прекращено. В 2005 году стал проводиться снова.
Праздник «Алые паруса» впервые прошёл в Городском дворце пионеров имени Жданова на Невском проспекте (в данный момент известен как Дворец творчества юных). Мероприятие было проведено по распоряжению ГорОНО Ленинграда.
Первое мероприятие началось 28 июня1968 года в одиннадцать часов вечера. Часть праздника проходила на акватории Невы между Кировским и Дворцовыми мостами, на широком участке реки против Петропавловской крепости. Зрителей разместили на дворцовой набережной, на мостах и на стрелке Васильевского острова.
Вдоль набережной вытянулась цепочка мощных прожекторных установок. Их цветные лучи пробивали всё пространство над рекой. Радиопозывные возвестили начало праздника. И вслед за ними исторический центр города заполнила торжественная, величавая мелодрама «Гимна великому городу» Рейнгольда Глиэра.
«Вам, юноши и девушки, молодые граждане нашего города, посвящается этот праздник! Сегодня вам вручили аттестат зрелости!.. Это незабываемый день! Так пусть же и этот вечер запомнится навсегда!» — произнёс диктор.
Из-под Кировского моста в парадном строю вышла эскадра катеров, открывающая праздник. На катерах были представители всех поколений советских людей: молодой путиловский рабочий дней Октября, матрос революционной Балтики, солдат большевистского бронедивизиона… Люди 20-х, 30-х годов, годов Великой Отечественной войны, послевоенного периода, наших дней… Они провожали сегодня в трудовую жизнь ещё одну смену молодых.
По бортам всех катеров был расположен почётный эскорт — юные фанфаристы и барабанщики в яркой парадной форме Суворовского и Нахимовского училищ. На белоснежном адмиральском катере «Ленинград» находилось три выпускника, которым было предоставлено право открывать праздник. Один из них держал громадный праздничный вымпел. Рядом с ним — юноша и девушка с высокими зажжёнными факелами.
Пройдя вдоль всей набережной, мимо Дворцового моста, эскадра подошла к широкому спуску Стрелки. Здесь, на гранитных ступенях, от самой воды вверх до Ростральных колонн, в несколько шеренг стояли юноши с незажжёнными факелами. Их много, около четырёхсот человек. «Ленинград» пришвартовался к Стрелке. По высокому флагштоку на берегу заскользил вверх флаг праздника. Юноша и девушка волнообразным движением своих факелов зажгли факелы крайних в цепи. Зажглись ещё два факела. А дальше огни побежали от человека к человеку, на площадь к маякам. Когда около колонн загорелись последние факелы, вдруг, как бы выйдя из них, вверх поплыли пиротехнические огненные шары. Они достигли вершин маяков. И тогда раздались два лёгких взрыва. Шары подожгли форсунки маяков. Высоко в небо взметнулись языки пламени на Ростральных колоннах. Вслед за ними новой огненной волной зажглись пятьдесят громадных факелов, установленных на верках Петропавловской крепости. А затем огненная феерия как бы охватила и само небо. От стен Петропавловской крепости со Стрелки пошли вверх залпы навесного фейерверка.
Сполохами, пляшущими на ветру, огни обрамляли Неву. Они продолжали гореть до конца праздника. А на их фоне, когда ещё гремели залпы фейерверка, появился трёхмачтовый корабль. По реке шёл гриновский галиот «Секрет» с алыми парусами — живая эмблема праздника.
На борту «Секрета» радостная и романтическая картина встречи Ассоли. Здесь и капитан Грей, и старпом Пантен, и весёлый балагур матрос Летика, и отец Ассоли — старый моряк Лонгрен. Команда галиота на палубе, вверху на мачтах… Тут же играет бродячий оркестр, тот самый, который Грей взял с собой в рейс, чтобы встретить Ассоль с музыкой… Композиция на морские темы И. Дунаевского, его увертюра к фильму «Дети капитана Гранта», его музыкальный рассказ о весёлом ветре стали органической частью этой картины. «Секрет» шёл вдоль берегов.
А в эфире диалог дикторов. Они говорили о Грине, о его корабле… «Попутного ветра тебе, корабль радости, корабль юности, корабль счастья!» Они говорили о мечте. О мечте, как первом шаге к практической цели. «Мечтать — значит мысленно обгонять время, предугадывать будущее…» И тогда вслед за галиотом на Неве появились «корабли мечты». Мечты, прокладывающей дорогу в трудовое завтра. В кильватерной колонне шли «корабли труда». На каждом из них — громадное, светящееся изнутри и подсвеченное с бортов объёмное изображение — символ. Оратория Д. Шостаковича «Песнь о лесах» точно выражала значительность происходящего.
На первом корабле был изображён громадный молот. Внутри молота видны заводские металлические фермы, фрагмент шестерни, детали машин. На палубе и на отсеках заводских ферм была расположена живая картина — молодые рабочие наших дней. Они в костюмах различных производственных профессий, с характерными деталями своего труда. Молот — не только символ производства, он неразрывно связан в нашем представлении с серпом — другой частью эмблемы нашего государства. Вторым шёл корабль «Серп». Вокруг громадного светящегося серебром серпа — молодые труженики советского села. Профессии современного села разнообразны. Полеводы и механизаторы, доярки и агротехники, зоотехники и строители… На бортах корабля — поля высоких золотых колосьев, они волнами колышатся на ветру. Далее шёл корабль «Атом». Он посвящён науке. По реке двигалась большая модель атомного ядра…
Всё это действо было красочным, необычным, ярким и завораживающим. Гулянья продолжались до раннего утра, а представление посетило более 25 тысяч выпускников. С этого дня празднование «Алых парусов» стало традиционным и отмечалось вплоть до 1979 года, пока глава ленинградского обкома КПСС Григорий Романов не закрыл его, опасаясь большого скопления молодёжи. С тех пор праздник перешёл в разряд неофициальных и возобновился лишь в 2005 году.